Книжный каталог

Фетиш и табу: Антропология денег в России

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Впервые в отечественной антропологии исследуется вопрос о происхождении, развитии и функционировании мифологических представлений и ритуальных практик, связанных с деньгами, на территории современной России. На большом количестве полевого материала авторы - социологи, антропологии, фольклористы, историки - показывают, как с какой целью используется денежная магия в различных возрастах. Составители: Архипова А.С., Фрухтманн Я.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Фетиш и табу. Антропология денег в России Фетиш и табу. Антропология денег в России 239 р. ozon.ru В магазин >>
Назари Хасан Деньги в исламской экономике Назари Хасан Деньги в исламской экономике 109 р. litres.ru В магазин >>
Творческий коллектив шоу «Сергей Стиллавин и его друзья» Почитали прессу и поставили ударение в слове фетиш Творческий коллектив шоу «Сергей Стиллавин и его друзья» Почитали прессу и поставили ударение в слове фетиш 49 р. litres.ru В магазин >>
В. И. Бажуков Социальная и культурная антропология. Учебник и практикум В. И. Бажуков Социальная и культурная антропология. Учебник и практикум 1124 р. ozon.ru В магазин >>
Владимир Иванович Бажуков Социальная и культурная антропология. Учебник и практикум для академического бакалавриата Владимир Иванович Бажуков Социальная и культурная антропология. Учебник и практикум для академического бакалавриата 759 р. litres.ru В магазин >>
Табу Табу 147 р. ozon.ru В магазин >>
Перран В. Фетиш Перран В. Фетиш 172 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Фетиш и табу: антропология денег в России

Фетиш и табу: Антропология денег в России

В советский период, когда люди были лишены возможности открыто выражать свое мнение, одним из каналов неформальной коммуникации на политические темы стал анекдот, превратившийся на долгие годы едва ли не в самый востребованный в СССР фольклорный жанр. Значимость этого явления сложно оспаривать — советский политический анекдот представляет собой огромный массив информации, относящейся к фактически не контролируемой государством сфере межличностного общения, и, в силу своей фольклорной природы, представляет собой энциклопедию политических стереотипов мышления, присущих рядовому советскому человеку. Практически любое имевшее резонанс событие становилось поводом для возникновения нового анекдотического сюжета, в считаные дни облетавшего страну. Текст имеет шанс попасть в фольклор и начать существовать, передаваясь из уст в уста, только если он отсылает к одинаково знакомым и рассказчику, и слушателю фактам, и не удивительно, что экономическая политика власти, оказывающая влияние на жизнь всех жителей страны, с первых лет существования советского строя давала темы для многочисленных анекдотов.

Первые сюжеты о советских деньгах были зафиксированы в дневниках Николая Михайловича Мендельсона (1872–1934) — историка литературы, московского преподавателя, музейного и библиотечного работника, — в дневниковой статье от 8 июля 1920 года мы видим такой текст:

Анекдот армянский: «Карапет, какие деньги у вас в Армении ходят?» — «С мордами ходят, с птицей ходят (царские), с баней ходят (с изображением государственной думы), с крючками и отмычкой (советские, с серпом и молотком) не ходят.

Довольно важно, что серп и молот в данном сюжете трактуются как «крючок и отмычка» — атрибуты вора, то есть перед нами один из первых анекдотических текстов, построенных на стереотипном восприятии новой власти как власти воровской. На формирование данного стереотипа оказала влияние дореволюционная репутация большевиков, известных сомнительностью своих способов добычи денег на революционную борьбу — экспроприациями, использовавшимися, впрочем, многими революционными партиями, и вымогательством. К укреплению подобного образа приложила руку и дореволюционная печать. Сатирические журналы, ставшие в период между двумя революциями площадкой для политических баталий, во множестве порождали антибольшевистские фельетоны подобной тематики: «Я большевик, и ничто уголовное мне не чуждо», — такую характеристику давал «Новый Сатирикон» членам партии эсдеков. Ему вторил и «Пугач», за три месяца до Октябрьской революции опубликовавший полный список большевистского кабинета «с председателем совета министров и министром чужой собственности Лениным» во главе.

Экономическая политика советской власти не только не способствовала улучшению образа большевиков, но напротив — только укрепила его. Проведение экспроприаций, конфискаций, реквизиций с первых лет советской власти, система продразверстки, налогообложение частников в годы НЭПа и т. д. — все это воспринималось значительной частью населения как грабеж. При этом необходимо понимать, что «вор» для фольклора двадцатых годов понятие все еще не только видовое, обозначающее один из способов присвоения чужого имущества, но — может быть, даже и в большей мере — родовое, служащее для обозначения преступного действия как такового. Таким образом этот и многие другие сюжеты начала двадцатых годов сюжеты содержат в себе легко различимый намек на нелегитимность правления большевиков и противозаконность получения ими власти.

В 1919 году Народный комиссариат финансов РСФСР выпустил первые советские деньги — так называемые «совзнаки». Официально деньгами они не назывались, потому как люди, пришедшие к власти, стремились к построению коммунистического общества, в котором деньги будут отсутствовать, — «денежными знаками» они были названы только после 1922 года. За пять лет своего существования, в результате ускоренной эмиссии, «совзнаки» настолько обесценились, что Наркомфин два раза проводил их деноминацию: в 1922 году 1 рубль новых денежных знаков приравнивался к 10 000 старых, в 1923-м — 1 рубль новых денежных знаков приравнивался к 100 рублям образца 1922 года или 1 000 000 старых совзнаков. Введение новых денег и сатирическое сравнение их со старыми деньгами немедленно отразилось в анекдотах. В своем дневнике Николай Михайлович Мендельсон 24 января 1921 года записал такой анекдот:

Еврей сидит на лекции Рюрика Ивнева «Петр I и Ленин»; обращается к соседу и говорит: «Слушай, Абрам! Я ничего не понимаю, объясни!» — «Дурак, что тут понимать: он сравнивает Петра с Лениным». — «И чего тут сравнивать: за одного Петра (500-рублевый билет) дают 50 ленинок!»

Годы революции и гражданской войны были отмечены расстройством системы денежного обращения — нестабильность экономической ситуации и стремительные темпы инфляции заставили многих вернуться к натуральному обмену. Даже деноминация 1922 года, упорядочившая денежную систему, не смогла остановить рост цен на товары и услуги. Деньги стремительно обесценивались, в определенный момент даже при совершении повседневных трат счет пошел на миллионы рублей — что нашло свое отражение в таких шутках:

«Почем масло?» — «Миллион». — «С миллиарда сдача есть?»

«Ужасно, в России может быть к осени вымрет несколько миллионов». — «Ну, что такое советский миллион!» (Шкловский 1922: 63)

Довольно часто в записях анекдотов начинает встречаться слово «лимон», именно в период инфляции получившее широкое распространение для обозначения миллиона рублей:

В обществе ходит такая шарада: 1 000 000 СРФСР; разгадка ее: миллион — лимон, как принято называть; СРФСР — ад, все вместе — лимонад (Орешников 2011: 327).

В августе 1922 года записан еще один анекдот на эту тему, построенный на игре слов, где название тропической болезни бeри-бeри, вызванная недостатком витамина В1 в организме человека, пересекается с намеком на взятку — «берu» (повелительное наклонение от глагола «брать»):

В Москве распространена болезнь бери-бери, лечат ее большими дозами лимона.

Развернутая система жаргонных обозначений денег в социолектах приводит к тому, что в определенных социальных группах устойчивые жаргонные обозначения или даже спонтанные обозначения начинают выступать как эвфемизмы, своего рода «тайный язык»:

В другом советском анекдоте два спекулянта, из-за боязни Чека, уславливаются на будущее время по телефону называть миллионы не лимонами, а лошадьми. «Нужны два миллиона, — говори — пришлите две лошади». Вечером происходит разговор: «Пришлите мне пожалуйста три лошади». — «У меня нет ни одной лошади». — «Но я не могу жить без лошадей». — «Хорошо, я пришлю вам полторы лошади» (Шкловский 1922: 62).

К концу двадцатых — середине трицатых годов относятся несколько сюжетов, посвященных соотношению советского рубля и иностранных валют:

Обрушение советского рубля вызвало появление следующей шутки. Официальный курс обмена валюты, согласно советскому стабилизационному декрету, составлял 1,94 рубля за доллар, однако в реальности трудно было обеспечить цену меньшую, чем 5–7 рублей за доллар. В результате это привело к широкой спекуляции с валютой, в которой принимали участие и многие коммунисты.

Русские с хихиканьем говорили: «У Соединенных Штатов плохо с финансами». Когда их просили объяснить, ответом было: «Потому что американцы не могут заплатить больше двух долларов за червонец (десятирублевую купюру)» (Glassman 1930: 723).

Вопрос: «С какой валютой веселее всего путешествовать вокруг света?» Ответ: «С рублями — вам достаточно показать их, и все начинают смеяться» (Lyons 1935: 269).

В мире червонец котировался очень высоко, по поводу чего в Москве ходил анекдот: «Английский банк лопнул от смеха, узнав, что червонец дороже фунта» (Герчиков 2007: без номера страницы).

Последний сюжет появился в период мирового экономического кризиса, получившего название Великой депрессии и сопровождавшегося крахом банковской системы (1929–1939), и является последним обнаруженным нами сюжетом про советский червонец и одним из немногих примеров довоенного анекдота, несущего в себе относительно позитивный опыт, связанный с советской системой.

«Последние жертвы» населения

Политический анекдот — жанр «быстрого реагирования», тематика актуального фонда сюжетов политических анекдотов, имеющих широкое хождение в определенный момент времени, — определяется политической конъюнктурой. Первые десятилетия советской власти — время экономической нестабильности и многочисленных изменений, в том числе и в финансовой сфере. Стабилизация ситуации заметно понижает внимание традиции к темам, которые в предыдущие периоды порождали десятки анекдотических сюжетов. Так произошло и с анекдотами о деньгах — с определенного момента сюжеты подобного рода перестают фиксироваться и актуализация «денежной» темы в анекдоте происходит только в периоды серьезных изменений в финансовой сфере. Такими событиями, породившими новые анекдотические сюжеты, стали денежные реформы 1947 и 1961 годов. В обоих случаях проводилась деноминация рубля — эта общая черта реформ привела к тому, что часть сюжетов, появление которых было вызвано первой реформой, актуализовались через пятнадцать лет и получили новое рождение в контексте второй реформы. Поскольку послевоенный материал отложился большей частью в сборниках восьмидесятых-девяностых годов, важной характеристикой которых было ретроспективность собирания, в некоторых случаях сложно понять, какой из реформ был порожден сюжет.

Минимум 8 сюжетов оставила по себе «конфискационная» денежная реформа 1947 года, нацеленная на приведение в порядок послевоенного денежного обращения. По мнению министра финансов А. Г. Зверева, уменьшение денежной массы и неравномерный обмен крупных сумм в старых денежных знаках на новые должны были ударить по сделанным во время войны на спекуляциях капиталах. В постановлении Совета Министров и ЦК ВКП (б), опубликованном в центральных газетах 14 декабря 1947 года, реформа была названа «последней жертвой населения», что стало темой для отдельного сюжета:

«В театре „Советский Союз“ идет пьеса „Последняя жертва“. Автор — Сталин. Режиссер — министр финансов Зверев».

Через месяц после объявления условий реформы в дневнике Шапориной была сделана первая из известных нам фиксаций следующего сюжета:

«Скажите, почему никто не знал, в чем будет заключаться денежная реформа?» — «А очень просто: Зверев (министр финансов) запер свою жену на две недели в кладовую» (Шапорина 2011: 76).

Реформа сопровождалась паникой среди населения — люди стремились освободиться от накоплений, готовых обесцениться со дня на день, любым путем, в том числе — скупая впрок доступные в магазинах товары:

В аптеку приходит гражданин и просит пирамидону аж на тысячу рублей. Аптекарь удивляется: «Зачем вам столько?» И получает исчерпывающий ответ: «Чтобы за остальные девять голова не болела».

«Был у одного знакомого. Сидит в новом костюме в новом кресле и читает газету. Очень смешно!» — «Что же тут смешного?» — «Костюм-то водолазный, а кресло зубоврачебное».

Нижеприведенные сюжеты фиксировались только в поздних сборниках и датировались их составителями и 1947-м, и 1961 годами, из-за чего невозможно установить время их появления:

Во время проведения денежной реформы человек принес в сберкассу чемодан денег с тем, чтобы обменять их на новые. Поставил чемодан, а сам отошел, желая навести справки относительно обмена. Вернулся и видит — чемодан украли, а купюры вывалили на пол.

Две старушки. «Крушение на железной дороге. Слыхала? Погибло сто человек». — «О, господи! Это по-старому, значит, будет тысяча».

Вторая денежная реформа была проведена в начале 1961 года — по заявлению Совета Министров СССР, целью ее было «облегчение денежного обращения и придание большей полноценности деньгам». Находившиеся в обращении деньги образца 1947 года в период реформы без ограничений обменивались на вновь выпущенные банкноты и монеты по соотношению 10:1, в этой же пропорции были изменены цены всех товаров, тарифные ставки заработной платы и пр. Деноминационный характер реформы получил отражение в новых сюжетах, но стал лишь обрамлением для вопросов более общего характера:

«Можно ли прожить на 300 рублей в месяц?» — «Да, если деньги новые».

**Армянское радио. «Какие деньги лучше, старые или новые?» — «Конечно, новые. Раньше на десять рублей можно было прожить день, а теперь — два».

Армянское радио. «Что можно было купить за одну копейку до денежной реформы?» — «Ничего. Круглый нуль». — «А после реформы?» — «В десять раз больше».**

Новые купюры были значительно меньше купюр образца 1947 года, прозванных за размер «сталинскими портянками», и благодаря этому получили в народе прозвище «хрущевские фантики». Одна из купюр — легендарная «трешка», любовь к которой во многом определялась возможностью получения за нее поллитры водки, на протяжении долгого времени стоившей 2 рубля 87 копеек, — в первые месяцы после своего появления удостоилась персонального сюжета:

«Что это: маленькое, зелененькое, хрустит, а не деньги?» — «Новая трехрублевая ассигнация».

Источник:

booknik.ru

Фетиш и табу

Фетиш и табу. Антропология денег в России

Вы всегда можете уточнить цену на сайте интернет магазина

Вы можете приобрести "Фетиш и табу. Антропология денег в России" по цене дешевле, чем в обычных магазинах, для этого перейдите по ссылке "Купить". Перед покупкой вы сможете уточнить цену и наличие на сайте продавца. Вы так же сможете использовать различные варианты оплаты товара, наиболее удобные для Вас. Информацию о способах оплаты и доставки Вы сможете узнать на странице магазина, после того, как перейдете по ссылке Купить Фетиш и табу. Антропология денег в России.

Описание товара

Впервые в отечественной антропологии исследуется вопрос о происхождении, развитии и функционировании мифологических представлений и ритуальных практик, связанных с деньгами, на территории современной России. На большом количестве полевого материала авторы - социологи, антропологи, фольклористы, историки - показывают, как и с какой целью используется денежная магия в различных возрастных, профессиональных и социальных группах. Это уникальное исследование представляет несомненный интерес для.. посмотреть полное описание о Фетиш и табу. Антропология денег в России

Характеристики Рекомендуем также следующие похожие товары на Фетиш и табу. Антропология денег в России Мы живем и работаем в России

Учебник предназначен для людей, которые приезжают работать в Россию на короткое время и не планируют получать гражданство. Русский язык нужен им на работе и..

Тайные и условные языки в России XIX века. Часть 2. Приложения

Во втором томе монографии публикуются все обнаруженные на данный момент словники лексики русских условных языков и воровских арго XIX в., значительная часть..

Живем и учимся в России. Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь по грамматике является составной частью учебного пособия "Живем и учимся в России", адресованного иностранным учащимся I уровня владения..

Португалистика в СССР и России. О португалистике и португалистах

Издание, подготовленное известным историком-португалистом А.А.Токаревым, представляет собой глубокое исследование, содержащее очерки по истории отечественной..

Мы живем и работаем в России. Рабочая тетрадь к учебнику по русскому языку для трудовых мигрантов

Рабочая тетрадь предназначена для учащихся (базовый уровень для мигрантов), которые проходят обучение русскому языку по учебнику "Мы живём и работаем в России"..

Понимание России в США. Образы и мифы

Междисциплинарное по своему характеру исследование нацелено на разноуровневый и многофакторный анализ представлений о Российской империи, бытовавших в США в..

Источник:

minemshop.ru

Александра Архипова и Якоб Фрухтманн - Фетиш и табу: антропология денег в России

Александра Архипова и Якоб Фрухтманн «Фетиш и табу: антропология денег в России» Издательство: Купить книгу в:

Дмитрий Громов

Манипуляции с деньгами в спонтанных городских практиках

В последнее десятилетие в России наблюдается интенсивное развитие спонтанных обрядовых практик, связанных с различными объектами городского ландшафта — историческими памятниками, уличными скульптурами, мемориальными местами и т. д., в первую очередь это места, дающие исполнение желаний, удачу; места, посещаемые молодоженами после свадьбы (свадебные достопримечательности); мемориалы в честь погибших.

В данной статье мы рассмотрим, какие манипуляции с деньгами могут происходить в пространстве города. Постараемся разобраться, какова прагматика использования в этих обрядах именно денег. Обусловлено ли это использование экономическими и символическими характеристиками денег или же присутствуют какие-либо другие причины?

В статье использованы: 1) материалы полевых исследований (70% упомянутых в статье объектов осмотрены нами лично); 2) сообщения информантов (особенно в случаях, когда они сами осуществляли обряды и в момент совершения этих обрядов); 3) публикации в Интернете (в первую очередь внимание уделялось не журналистским статьям, а сообщениям частных лиц о наблюдавшихся ими событиях).

Манипуляции с деньгами на объектах такого рода — довольно распространенное явление. Надо сказать, что обычно это металлические монеты; бумажные купюры используются редко. Действия с деньгами чаще всего носят игровой характер. Подобные практики существуют в разных странах. Так, широко известен установленный во Флоренции (Италия) фонтан в виде бронзового кабана. Прикосновение к его морде якобы приносит материальное благосостояние; кроме того, в пасть кабана вкладывается монета, которая, выпав оттуда, должна попасть в специальное углубление, закрытое решеткой. Копии ?флорентийского кабанчика? расположены в различных городах мира. Принято кидать деньги в римский фонтан Треви, что приносит удачу.

Рассмотрим различные способы манипуляции с деньгами.

Предложенная далее классификация довольно условна, поскольку классификационные группы могут пересекаться, и обусловлено это прежде всего мотивацией людей, осуществляющих ритуальные действия, и индивидуальными особенностями совершения обряда. Например, один человек бросает монету в фонтан для того, чтобы вернуться в это место, а другой — загадывая при этом желание; один человек оставляет монету у почитаемого места с игровыми манипуляциями, другой — нет.

Кидание монеты с целью возвращения

Обычай кидать монету в водоем известен в постсоветских странах крайне широко. Нам не удалось выяснить время его возникновения, но информанты, родившиеся в конце 1930-х годов, говорят о нем уверенно. Также все информанты однозначно утверждают, что монетку кидают для того, чтобы вернуться на это место еще раз.

Практически всегда монета бросается в местный водоем: море, озеро, реку и т. д. Обычно место бросания не конкретизируется (важно, чтобы монета попала в море, но не важно, с какой именно точки она брошена), для этого используются места с удобным подходом к воде (пристани, набережные, пляжи).

Особого рассмотрения заслуживают фонтаны1. Эти рукотворные водоемы, в отличие от водоемов природных, четко локализованы в пространстве; они являются местными достопримечательностями. В Москве в качестве таких объектов чаще всего называются фонтан в ГУМе, фонтан ?Дружба народов? на ВДНХ (оба были популярны в 1970—1980-е годы), фонтан на Манежной площади (открыт в 1997 году). Все три объекта находятся в местах, где много туристов. Такие фонтаны можно обнаружить во многих городах; например, в Тюмени два ?фонтана с деньгами?: на Цветном бульваре и Центральной площади (около рынка) — оба сооружены во второй половине 2000-х годов.

В некоторые фонтаны кидают деньги не только туристы ?для возвращения?, но и местные жители — для удачи и исполнения желаний:

В 80-е годы москвичи кидали деньги и в фонтан ?Дружба народов?, и в фонтан в парке Горького. Москвичам же не нужно кидать, чтобы вернуться, они и так здесь живут. Кидают на удачу [Инф. 1].

Манипуляции с деньгами для исполнения желания

На объектах данного типа производятся действия, предполагающие исполнение желаний, получение удачи. Здесь устно или письменно (записки, граффити) высказываются пожелания, иногда сопровождаемые ритуальными действиями (прикосновение, приношение подарков и т. д.). Частным случаем таких действий являются манипуляции с деньгами.

Монета может просто оставляться около объекта как приношение, никаких дополнительных действий с ней при этом не производится.

Напрудная башня Новодевичьего монастыря в Москве связана с почитанием ?Святой Софьи? (трансформировавшийся образ заключенной в этой башне царевны Софьи, сестры Петра Первого) (Громов, Ипполитова 2011: 76—87). Посетители прикасаются к башне, обращаясь к ?святой? мысленно и письменно (с помощью записок и граффити). Примерно в 5% случаев они сопровождают обращение приношением в виде монет, которые оставляются в щелях между камнями и оконных проемах подвального этажа.

Могила на Ваганьковском кладбище, которую считают могилой Соньки Золотой Ручки, является почитаемым местом — удачливой бандитке оставляют записки с просьбами о помощи и деньги (и металлические, и бумажные).

Монеты оставляются и в стене грота ?Руина? в Александровском саду (с этими деньгами впоследствии производятся дополнительные манипуляции, о чем пойдет речь позже).

Грифоны на Банковском мосту около Ассигнационного банка в Санкт-Петербурге помогают в финансовых вопросах (что, видимо, обусловлено их близостью к банку).

С Банковским мостом связана такая примета: если идти по мосту и прижать купюры к голове или тряхнуть мелочью — будет ?счастье великое и денег премного? (Сайт ?Неформальные достопримечательности? 2010).

Необходимо <…> поцеловать [грифона] чуть выше хвоста или положить монетку на одну из его лап (Сайт-путеводитель по Санкт-Петербургу 2012).

До реставрации монеты вкладывались в щели в передних лапах; в ходе реставрации в июле 2008 года из лап было извлечено множество предметов, в том числе 5 тысяч монет разных стран, включая советские деньги 1960-х годов2.

Скульптура бога морей Нептуна у дворца Монплезир в Петергофе (отлита в 1716 году, первая в России скульптура светского содержания) — для удачи нужно потереть обе ноги скульптуре и оставить монетку.

Он исполняет желания. Но для этого нужно положить к его ногам денежку, лучше медную, и дотронуться до его позолоченных (а они у него позолоченные) стоп (Скульптура бога морей Нептуна у дворца Монплезир в Петергофе 2011).

В Краснодаре деньги оставляются возле скульптуры, изображающей двух собак, прогуливающихся в одеждах 1920-х годов (Помидорров 2009). Скульптура изначально была задумана как ?исполняющая желания? (ЮГА.ру 2007).

Приношение денег часто сопровождается игровым бросанием в цель. Если монетка попадает в цель, нужно загадать желание — оно сбудется. Или же попадание в цель само по себе является знаком удачи. Монета при этом оставляется на месте.

В Москве бросание монеты происходит на знаке нулевого километра возле Воскресенских ворот (ил. 20). Деньги нужно кидать через плечо, загадывая при этом желание. Мнения о цели броска расходятся: говорят, что монета должна упасть в центр знака, должна быть подхвачена и др. Есть также мнение, что значим сам бросок, а куда упадет монета — не важно.

В Санкт-Петербурге обычай очень распространен, происходит возле целого ряда памятников. Скульптура Чижика-пыжика (ил. 21) была установлена 19 ноября 1994 года на Фонтанке, у Михайловского (Инженерного) замка рядом с 1-м Инженерным мостом. Обычай кидать деньги на меткость возник вскоре после установки скульптуры. Кидают не только деньги — участники свадебных катаний, останавливающихся здесь, иногда бросают пустые бутылки из-под шампанского; считается удачным, если бутылка разобьется. В одном из путеводителей (Городской туристический портал) нам встречалось мнение, что жених должен опустить привязанную на веревке наполненную рюмку к памятнику и ?чокнуться? с клювом чижика, не разбив ее.

Скульптуры кошки и кота на Малой Садовой улице (2000 год) находятся на противоположных сторонах улицы, на уровне второго этажа: белая кошка — на карнизе, черный кот — на специальной площадке (ил. 22). Принято кидать им деньги на удачу, чтобы монета задержалась около скульптуры.

Фонтан ?Шар? находится здесь же, на Малой Садовой. Гранитный шар скользит на бьющей из-под его основания воде.

Встав спиной к фонтану, можно загадать желание и бросить монетку через плечо. На какую ступеньку фонтана упадет монетка, столько раз надо прокрутить шар и столько же месяцев вам ждать исполнения желания. Также желание исполняется, если загадать его, просто дотронувшись до шара.

Скульптура зайца у Иоанновского моста, ведущего с Петроградской стороны к Петропавловской крепости (2003 год) (ил. 23) связана с названием острова, на котором находится крепость, — Заячий. На одной из вертикальных деревянных свай (защищают мост от напора льда с Невы) сидит заяц. Тут же расположен поддон, на который можно кидать монеты. Связь скульптуры с удачей, видимо, обусловлена легендами об этимологии названия Заячьего острова. По одной из легенд, он так назван в честь зайца, который, спасаясь от наводнения, прыгнул на сапог Петра I. По другой — в честь зайца, который случайно прыгнул в руки царя и тем самым спас плотников, на которых царь в этот момент гневался.

Скульптура дворника на площади Островского (установлена 16 марта 2007 года) способствует прибавлению богатства (Сайт-путеводитель по Санкт-Петербургу 2012), монетку нужно закинуть на его шапку. Сходные манипуляции происходят и со скульптурой фонарщика (на улице Одесская, возле дома № 1).

Фонтан ?Фаворитка? в Нижнем парке Петергофа (XVIII век) изображает собачку, которая тщетно пытается поймать уток.

Надо бросить монетку так, чтобы она задержалась на утиной спине. На фонтане изображен сюжет басни Ж. Лафонтена ?Утки и пудель?, согласно которой собачка никак не сможет поймать уток. Возле фонтана была закреплена табличка с надписью: ?Собачка Фаворитка гоняется за утками на воде; тогда ей утки сказали тако: ты напрасно мучися, ты де силу имеешь нас гнать, только не имеешь силы поймать? (Фонтан ?Фаворитка? в Нижнем парке Петергофа 2004). Кидание монет практикуется здесь как минимум с 1970-х годов.

В Петергофе бросание монет происходит также у памятника Петру I:

С ним тоже связано поверие: если вам удается закинуть монетку к нему в сапог — то это к удаче или к исполнению желаний (Серия сообщений ?Мой город? 2011).

Монетки, обернутые кусочками бумаги, на которых написаны желания, забрасывают в гнездо совы, сидящей на ветке ?Дерева желаний? в Кронштадте (ул. Карла Маркса, 13). Когда записка достигла цели, нужно обойти вокруг дерева три раза.

Обряд бросания денег в ?местах удачи?, развивающийся в Санкт-Петербурге на протяжении полутора десятилетий, захватывает все новые объекты. Среди них фигурка солдата в стене Михайлова замка, барельеф на стрелке Васильевского острова, скульптура бегемотика во дворе филологического факультета СПбГУ и т. д.

Можно указать и причудливую трансформацию этого действия. Петербургский этнограф В. В. Виноградов рассказал нам о случае, когда подвыпившие мужчины забрасывали пробки от пива на памятник бомбардиру Василию Корчмину (по легенде, его имя отражено в названии Васильевского острова). Веселый петровский бомбардир (ил. 24) больше располагает к тому, чтобы в него бросать именно пивные пробки, а не деньги.

В Ярославле бросание денег в цель практикуется на двух объектах. Первый — это cкульптурная композиция ?Троица?, расположенная на стрелке Волги и Которосли (установлена в 2010 году). Бросающий деньги должен попасть в чашу, расположенную между тремя фигурами (ил. 25). Бросать нужно, не заступая за постамент. После попадания в цель надо пожать руку левого ангела (она отполирована прикосновениями до блеска) и при этом загадать желание (Хрупалова 2011).

Второй объект — часовня Казанской Божьей матери, посвященная памяти народного ополчения 1612 года (установлена в августе 1997 года) (ил. 26). Нужно попасть монетой в колокол, подвешенный на высоте нескольких метров. Значимость в глазах окружающих придает часовне то, что она изображена на купюрах номиналом в 1000 рублей.

На стене факультета начальных классов Красноярского государственного педагогического университета расположена скульптура — две кошки. Для обретения удачи деньги нужно закинуть в кольцо, закрепленное у основания скульптуры (раньше здесь была специальная тарелка) (Кошко-Памятники 2008).

Перепрятывание денег как редкий случай игры с монетами в последние годы практикуется в уже упомянутом выше гроте начала XIX века ?Руина? в Александровском саду в Москве.

В отделке стен грота есть множество выемок, в которые можно спрятать монеты. Посетители грота ищут их и перепрятывают.

Желание загадывается в момент, когда монета прячется.

Осыпание деньгами молодоженов

Деньги традиционно используются в свадебном обряде как символ богатства и процветания (см. подробнее в: Солосина, Левикина 2013; Мороз, Петров 2013). В том числе наряду с зерном, хмелем, изюмом и др., деньги [монеты] использовались для осыпания молодых в момент возвращения их с венчания или перед первой брачной ночью (Агапкина, Плотникова 1995).

В современной свадьбе обсыпание мелкими монетами тоже производится: нам известно несколько таких случаев. Для нас наиболее интересны случаи, когда это входит в число обрядов, совершаемых при посещении свадебных достопримечательностей, куда молодожены и их гости приезжают после загса.

На популярном сайте, посвященном суевериям, содержатся следующие инструкции молодоженам:

После регистрации новобрачные с гостями направляются в поездку по памятным местам. В маршрут желательно включить посещение какого-либо источника <…>. Молодая жена в знак будущего семейного благополучия должна бросить в воду мелкие деньги, хлеб, простенькое колечко. Когда свадебный кортеж подъезжает к дому, гости, которые не принимали участия в свадебной экскурсии, образуют между машиной и крыльцом дома живой коридор и по традиции осыпают новобрачных хмелем, пшеном, рисом и мелкими монетками, чтобы жили молодые в достатке (Портал о суевериях, поверьях и приметах народов России 2012).

В августе 2010 года мы наблюдали, как спутники осыпают деньгами жениха и невесту около памятника Петру и Февронии в Ульяновске (ил. 27). Памятник был установлен в 2009 году в рамках развития культа Петра и Февронии как святых, покровительствующих семье.

Деньги как средство поминания

Возложение денег к мемориалам — обычай, распространенный не слишком широко и вызывающий трудности в интерпретации. Дело в том, что в традиционной погребальной обрядовости русских деньги как средство поминовения не используются.

Тем не менее в нашем распоряжении есть несколько сообщений об использовании денег для поминовения погибших.

Жительница Санкт-Петербурга, чье детство прошло в непосредственной близости от мемориала на месте захоронения жертв ленинградской блокады, упомянула о деньгах, которые здесь оставляли:

В мемориале Пискаревского кладбища есть памятник с бассейном, и в этот бассейн кидали деньги, я это помню с детства. В День Победы к памятникам приносили горы цветов и кидали множество монет. Еще помню монеты на индивидуальных захоронениях красноармейцев [Инф. 2].

Это мнение оказалось небесспорным: более старшая (1962 г. р.) жительница Петербурга заявила, что незнакома с таким обычаем, и даже расценила его как кощунственный. Она предположила, что обычай привнесен приезжими экскурсантами, которых на мемориале всегда было много. Поэтому мы предполагаем, что обычай оставления денег возник в конце 1970-х — начале 1980-х годов; возможно, он действительно был привнесенным, тем более что первая информантка сообщила, что ни она сама, ни ее мать (блокадница), ни друзья денег никогда не оставляли.

Наш информант из Сергиева Посада отметил: Сам кидал в детстве [деньги в Вечный огонь]. Дед говорил, что это для памяти [Инф. 3]. Впоследствии эта традиция ослабла.

Житель Кургана уверенно назвал поминание погибших деньгами местным обычаем и даже дал ему объяснение:

У нас кидают деньги в Вечный огонь, причем и металлические монеты, и бумажные купюры. И я сам кидал мальчишкой; значит, это появилось не позже начала 1970-х годов. Когда кидаешь деньги, избавляешься от них — то показываешь, что они как бы не важны. Первыми этот обряд сделали бабушки, которые приходили помянуть погибших к памятникам. Надо было как-то помянуть, а, скажем, оставить стопку водки было нельзя — нищие забирали. А если кинуть деньги в Вечный огонь — они там оставались, потому что их никто не мог бы достать, а затушить огонь было нельзя — это же по тем временам политическая статья, милиция Вечный огонь охраняла строго. Денег набрасывали так много, что Вечный огонь несколько раз тушили, чтобы почистить. Но и в этих случаях деньги выгребали не все — как будто бы чистки не проводилось (опять же из страха перед политической статьей). Мне об этом рассказывал отец-силовик. Кидают деньги и сейчас, но Вечный огонь охраняется уже не так строго, и поэтому бомжи часто его заливают, чтобы достать деньги [Инф. 4].

В Тюмени монеты можно обнаружить у памятников погибшим на фронтах Великой Отечественной войны и в тюменских госпиталях; у обоих памятников горит Вечный огонь. Наша информантка затруднилась указать мотивацию кидающих деньги, но отметила, что обычай появился недавно.

Интересно, что два случая из перечисленных относятся к Западной Сибири. Мы не исключаем, что обычай оставлять деньги у памятников погибшим имеет региональное распространение; возможно, он обусловлен влиянием со стороны какой-либо нерусской этнической традиции.

Как мы видим, все перечисленные случаи относятся к памятникам в честь Великой Отечественной войны. Однако нам известны и случаи возложения денег к местам терактов. Так, после взрыва 29 марта 2010 года на московской станции метро ?Лубянка? образовался стихийный мемориал; первые дни денег здесь не клали (были горы цветов, портреты погибших, подарки, свечи и др.), но после установления здесь стола 13 апреля 2010 года на нем было зафиксировано появление монет и мелких купюр (ил. 28).

На памятном знаке в честь жертв теракта 2000 года в подземном переходе на Пушкинской площади нами осенью 2011 года также была обнаружена стопка монет.

Однако в целом обычай оставлять деньги на памятниках погибшим и местах гибели очень редок. Большинство информантов отзываются о данном действии или о возможности его исполнения с удивлением и возмущением, считая возложение денег к мемориалам кощунством.

Отметим также еще одну форму манипуляции с деньгами около памятников и скульптур — объект может использоваться для целевого сбора денег. В отличие от других объектов, обрядовость у которых возникает стихийно, здесь сбор средств задуман изначально и является конструктивной особенностью объекта. В последнее десятилетие повсеместно стали устанавливаться ?интерактивные? городские скульптуры, с которыми удобно фотографироваться, производить всевозможные обрядовые и игровые манипуляции. В их число входят и объекты, связанные со сбором денег.

Памятник торговцу-челноку установлен в мае 2008 года около Амурской ярмарки в Благовещенске и представляет собой молодого мужчину, несущего чемодан и баул. Скульптура полая внутри, в поясном кошельке челнока сделано специальное отверстие для денег. Встречается мнение, что благодаря этому можно ?обрести удачу в бизнесе и богатство? (Командировка.ру 2011); таким образом памятник оказывается включен в число мест, связанных с исполнением желаний.

Средства для бездомных собак собираются около памятника собаке в центре Костромы (находится рядом с пожарной каланчой; по легенде, собака жила здесь и сообщала о пожарах).

Рядом с памятником находится копилка, в которую опускаются деньги; в конце дня их забирают инкассаторы (говорят, дневная выручка составляет 4000 рублей).

Сходный памятник установлен в 2009 году и в Тюмени, он посвящен бездомным собакам — здесь собираются средства на приют для бездомных животных.

Люди, присваивающие ритуальные деньги

Рассматривая манипуляции с деньгами, можно легко заметить, что в них задействованы не только те, кто эти обряды совершает, но и те, кто в них корыстно заинтересован, — люди, собирающие деньги. Две основные группы, занимающиеся этим, — дети и нищие (часто это пьющие люди, маргиналы, бомжи). Наблюдая за реализацией подобного рода практик, можно легко заметить таких людей.

В большинстве случаев они, пользуясь результатами, не влияют на сами практики. Так, в советские времена в Москве дети вылавливали из фонтанов мелочь с помощью нехитрого приспособления:

Пластилин нужен. Цепляешь его на торец палки, минут 20 охоты — и мороженое. Так долго потому, что после каждого улова пластилин надо мять и разогревать. Проверено в конце 60-х в фонтане на Пушкинской (Форум ?Архив Частного клуба Алекса Экслера? 2004).

Один из наших экспертов сообщил, что наблюдал подобные манипуляции в конце 1980-х годов у фонтана ?Дружба народов? на ВДНХ.

Значимость таких сборщиков денег невелика; в большинстве случаев они не оказывают никакого влияния на сами практики, ограничиваясь ?паразитированием? на них.

Более интересны случаи, когда сборщики средств стараются поддерживать традицию — дают туристам советы, касающиеся кидания денег. Так, журналисты пишут о ярославской

Невесть откуда взявшийся бомжеватого вида человек тут же подскажет метателям, что бросать надо в чашу и, если монетка попадет в нее, это принесет удачу (Хрупалова 2011).

При нашем посещении памятника так и получилось: мы воспользовались услугами одного из ?бомжеватого вида людей? (ил. 6) и заплатили ему за это.

В местах, наиболее ?урожайных? для сбора денег, обряды могут даже стимулироваться. Так, мы подозреваем, что некоторые особенности обряда у ?нулевого километра? в Москве сформировались благодаря часто посещающим подобные места ?хранителям традиций?. На ил. 20 слева от женщины, кидающей монету через плечо, стоит невысокий мужчина — он готовится поймать монету на лету, мотивируя это тем, что желание исполнится, если монета не коснется брусчатки (понятно, что именно он и заинтересован в поддержании этого обычая). Этот снимок сделан в конце 2007 года, сейчас же люди, собирающие деньги у ?нулевого километра?, такой традиции не придерживаются.

Почему именно деньги?

Как мы видим по приведенному выше материалу, манипуляции с деньгами в местах городской стихийной обрядовости — явление распространенное, причем в последние годы оно интенсивно развивается. Если визуальный осмотр таких мест достаточно прост, то опрос исполнителей обряда вызывает затруднение по ряду причин. Во-первых, люди, оставляющие деньги, подходят к почитаемым местам, как правило, нечасто; нужны серьезные затраты времени для того, чтобы составить представительную выборку информантов. Во-вторых, даже те информанты, с которыми удается поговорить, как правило, не слишком хорошо рефлексируют свои действия. Так, пожилая женщина, собирающая деньги на ?нулевом километре? в Москве, на наши расспросы о прагматике обряда доброжелательно ответила:

Не знаю, милый, до нас кто-то что-то придумал.

В связи с этой трудностью мы решили за интерпретацией обратиться к экспертам — этнографам и фольклористам, в той или иной степени занимавшимся исследованиями традиционной и современной обрядовости: С. Н. Амосовой, В. В. Виноградову, А. Б. Ипполитовой, М. М. Красикову. Им был заданвопрос: Почему именно деньги используются в перечисленных обрядовых действиях? Ответы сводились к следующим положениям.

Монеты и купюры — компактные предметы, всегда находящиеся под рукой и поэтому удобны для совершения обряда.

Кроме того, они имеют ценность, что позволяет придавать им определенное символическое значение. Номинальная ценность монет при этом невысока, отдавать их не жалко.

Чаще всего рассматриваемые манипуляции с деньгами объясняются как жертвоприношения, в том смысле, что человек отдает нечто, имеющее стоимость, подтверждая искренность своих желаний или помыслов. Кидая монету в водоем, он символически сообщает о серьезности своего желания вернуться.

Оставляя монету для исполнения желания — о серьезности этого пожелания (помимо этого возникает мотив оплаты за исполнение). Оставляя монету у мемориала — об искренности своей скорби3. В этом отношении монеты относятся к категории вотивных предметов.

Когда бросают монету в воду, чтобы вернуться, действует принцип симпатической магии — бросающий оставляет собственную вещь (как бы часть себя), обеспечивая этим свое возвращение. Обряд перекликается с распространенным представлением о том, что если где-то оставишь собственную вещь — туда точно вернешься.

В свадебном обряде использование денег также предполагает магическое толкование — осыпая молодоженов монетами, гости символически желают им богатства. Показательно, что для обсыпания используются другие предметы, символизирующие богатство и плодородие, — зерно, хмель, изюм.

Свойства монеты как физического предмета позволяют придать обрядам игровой характер. Монета компактна и тяжела, благодаря чему удобна для кидания; при падении на твердую поверхность издает звон. Это (вкупе с ценностью) позволяет использовать ее в игровых манипуляциях, рассмотренных выше4.

Повторим, что монеты, в отличие от купюр, не имеют высокой номинальной стоимости, так что манипуляции с ними имеют характер не оплаты, а символического действия, сейчас ставшего игровой практикой.

Инф. 1 — жен., 1966 г. р., Москва, зап. в 2012 г., все интервью здесь и далее зап. Д. Громовым.

Инф. 2 — жен., 1968 г. р., Санкт-Петербург, зап. в 2012 г.

Инф. 3 — муж., 1971 г. р., Сергиев Посад, зап. в 2012 г.

Инф. 4 — муж., 1955 г. р., Курган, зап. в 2012 г

1 В. В. Виноградов, обсуждая с нами замысел данной статьи, высказывал мнение, что в Советском Союзе на обычай кидать деньги в водоемы повлияла песня ?Arrivederci, Roma? (муз. R. Rascel, сл. P. Garinei,

S. Giovannini, 1955 год), прозвучавшая в фильме ?Девушка с гитарой? (1958 год). В фильме песня исполнялась по-итальянски, в русском переводе в ней есть строки: В фонтан брось монету — я знаю, что это нам будет счастливой приметой

Источник:

novostiliteratury.ru

Фетиш и табу: Антропология денег в России в городе Пермь

В представленном интернет каталоге вы всегда сможете найти Фетиш и табу: Антропология денег в России по доступной цене, сравнить цены, а также посмотреть иные книги в категории Культура и искусство. Ознакомиться с характеристиками, ценами и обзорами товара. Доставка выполняется в любой город России, например: Пермь, Липецк, Омск.