Книжный каталог

Отсутствует История социальной работы в России. Хрестоматия

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Хрестоматия содержит выдержки из документов, законодательных актов, программ, статей и очерков ведущих исследователей в области социальной работы в России. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

Характеристики

  • Форматы

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Отсутствует История социальной работы в России. Хрестоматия Отсутствует История социальной работы в России. Хрестоматия 275 р. litres.ru В магазин >>
Отсутствует История Сибири. Хрестоматия Отсутствует История Сибири. Хрестоматия 175 р. litres.ru В магазин >>
К. В. Кузьмин, Б. А. Сутырин История социальной работы К. В. Кузьмин, Б. А. Сутырин История социальной работы 129 р. ozon.ru В магазин >>
Галагузова М. (ред.) История социальной педагогики. Хрестоматия-учебник Галагузова М. (ред.) История социальной педагогики. Хрестоматия-учебник 75 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Отсутствует История России. XIX – начало XX века. Хрестоматия. 9 класс Отсутствует История России. XIX – начало XX века. Хрестоматия. 9 класс 99 р. litres.ru В магазин >>
Отсутствует История России. XVI – конец XVII века. Хрестоматия. 7 класс Отсутствует История России. XVI – конец XVII века. Хрестоматия. 7 класс 99 р. litres.ru В магазин >>
Отсутствует История России. Начало XX – начало XXI века. Хрестоматия. 10 класс Отсутствует История России. Начало XX – начало XXI века. Хрестоматия. 10 класс 99 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Читать История социальной работы в России

Отсутствует История социальной работы в России. Хрестоматия

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 529 994
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 458 214

История социальной работы в России. Хрестоматия

В настоящее время, в период интенсивного развития социальной работы как области профессиональной деятельности, науки и учебной дисциплины, закономерно усиливается интерес к отечественному историческому опыту в этой области. Поиск оптимальных путей развития отечественной социальной практики и социальных отношений делает исторические знания и исторический опыт исключительно актуальными, поскольку они составляют одно из условий успешных социальных преобразований в стране. Аккумулируя накопленные людьми знания и представления, традиции и способы решения социальных задач, оказания помощи людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, история помогает идти дальше, не повторять допущенных ранее ошибок и просчетов, выявлять наиболее эффективные способы и средства преодоления возникающих проблем.

Россия имеет богатый и самобытный исторический опыт социальной работы, сложившийся на основе сочетания гуманистических устремлений отдельной личности с усилиями государства, общественных и благотворительных организаций. Изучение исторического опыта социальной работы в России позволит установить главные направления в развитии социальной работы, присущие ей особенности и тенденции, формы их проявления, проследить путь, которым прошла Россия от нищелюбия к созданию системы государственного и общественного призрения; увидеть в прошлом России многообразные и оригинальные, пронизанные национальными традициями формы и методы благотворительности, помощи людям в решении социальных проблем.

Работа над хрестоматией была начата в период, когда наблюдался определенный дефицит научной литературы по социальной работе. Эта проблема была актуальной для многих вузов. Поэтому автору показалось целесообразным представить как можно больший спектр различных материалов, раскрывающих особенности становления социальной работы в России. Вместе с тем рамки учебного пособия не позволили включить материал полностью – значительная его часть приводится в сокращении.

Данная хрестоматия может помочь студентам получить представление о своеобразии развития отечественной государственной, общественной и частной практики социальной помощи и сформировать целостное, критическое и ценностное отношение к исторической практике поддержки и защиты наиболее уязвимых слоев населения, что позволит лучше понять складывающуюся современную концепцию социальной работы в России сегодня.

Хрестоматия включает в себя три раздела, тематику рефератов и докладов, список использованных источников.

В первом разделе представлены выдержки из различных документов, законодательных актов и государственных программ в области призрения и социальной помощи населению в период с X по XX век. Второй раздел содержит выдержки русских летописей, статистических очерков, материалов научных исследований, статей и публикаций по различным проблемам социальной работы с разными категориями населения и в разные исторические эпохи. Материал третьего раздела знакомит с примерами частной благотворительности и меценатства. Большое внимание в пособии уделяется традициям и истории становления социальной помощи на Урале.

В значительной степени хрестоматия составлена за счет использования материалов следующих источников:

Антология социальной работы. В 5 т. Т. 1. История социальной помощи в России; Т. 2. Феноменология социальной патологии; Т. 3. Социальная политика и законодательство в социальной работе / Сост. М.В. Фирсов. – М., 1994–1995.

Басов Н.Ф. Практикум по истории социальной работы в России. – М., 1999.

Благотворительность на Урале. – Екатеринбург, 2001.

Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России – М., 2001.

Исторический опыт социальной работы в России – М., 1994.

Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. – М., 1998; М., 2001.

Меценаты и коллекционеры: Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. – М., 1994.

Милосердие: Учебное пособие / Под. ред. М.П. Мчедлова. – М., 1998.

Социальная работа в России: прошлое и настоящее. – М.; Ставрополь, 1998.

Хрестоматия может быть использована студентами при подготовке к практическим занятиям, зачетам и экзаменам, написании докладов, рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ.

Содержание хрестоматии в рамках междисциплинарных и межпредметных связей скоординировано с общепрофессиональными и специальными дисциплинами, предусмотренными Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности и направлению «Социальная работа».

Из истории государственной политики и законодательства в сфере общественного призрения и социальной помощи населению

(выдержки из законодательных актов и документов)

Для понимания эволюции социальной помощи в России необходимо рассмотрение законодательных актов в этой области, содержание которых дает сведения о различных аспектах развития отечественной системы социальной помощи: от законодательного закрепления уже сложившихся форм помощи и взаимопомощи до формирования государственных структур управления призрением. Законы определяли категории нуждающихся и субъектов помощи, источники и способы выделения средств, порядок предоставления помощи, приоритет карательных или профилактических мер в борьбе с тем или иным явлением. Именно изучение законодательной базы позволяет увидеть периоды «законодательного затишья» и пристального внимания государства к социальным проблемам, проследить роль государства в поддержке нуждающихся.

Устав князя Владимира (Святого) о попечении и надзоре за церковными людьми

…Великий князь Владимир I…поручив общественное призрение попечению и надзору духовенства, Уставом своим, изданным 996 года, постановил о том следующее:

«Бабы, вдовицы, задушние человецы, прикладницы, странницы, нищие, монастыри, больницы и врачи их, пустынницы, странноприимницы, и кто святая одеяния иноческая свержет, те все по древнему Уставу Святых Апостол и Святых Отец и Благочестивых Православных Царей Святым церквам даны Патриарху, или митрополиту, или епископу, в коемждо аще пределе будут, да ведает их той и управу дает и рассуждает».

Далее потом Уставом оным определена десятина на содержание монастырей и церквей, также богаделен, больниц и странных неимущих. Десятину же составляли десятая часть от всякого суда, из торгу десятая неделя по всем городам, от всякого скота на каждый год десятая доля, и от всякого хлеба на каждый год десятая доля.

Стог А. Об общественном призрении в России. – СПб., 1818 (дано по кн.: Антология социальной работы. Т. 3. – М., 1995. С. 6).

правила о церковных людях (XIII в.)

…В перечень благотворительных дел церкви входили: «нищих кормление и чад мног, странным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастех поможение, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе прокормление, в худобе умирая и покровы и гробы».

Русское православие: вехи истории. – М., 1989. С. 40 (дано по кн.: Басов Н.Ф. Практикум по истории социальной работы в России. – М., 1999. С. 25).

«Русская правда» пространной редакции (XII – нач. XIII в.)

92. Если кто, умирая, разделит свое имущество детям, то пусть так и будет; если же он умрет без завещания, то (имущество идет) всем детям, а на помин души самого (умершего) дать выдел.

94. Если останутся дети от первой жены, то они возьмут то (что причитается) их матери; если даже их умерший отец завещал (это имущество второй) жене, все равно они возьмут себе (причитающееся) их матери…

Источник:

www.litmir.me

Отсутствует История социальной работы в России. Хрестоматия

1. Социальная политика и социальная работа в России: исторический опыт и современные проблемы

Список литературы для изучения;

См. Антология социальной работы в России. – Хрестоматия Т. 1-3. – // Под ред. Фирсова М.В.. М., 1994 -1995.

1. Бадя Л.В., Демина Л.И., Егошина В.Н. Исторический опыт социальной работы в России. – М., 1994. – С. 202.

2. Гуслякова Л.Г. Теория и методология социальной работы. – М., 1994. – С. 99.

3. Жуков Г.В. http://sstusocwork.narod.ru/files/rabprog_sw/SWRUS.htm

4. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России ( с древности до начала XX века ). – М: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 480с.

5. Материалы по истории социальной работы в России. Учебное пособие для вузов/Под ред. П.Я. Циткилова. – Новочеркасск, 1996. – С. 110.

6. Нищеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. – М., 1993. – С. 124

7. Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П. Д. Павленок. – 2-е изд., испр. И доп. ИНФРА - М, 2001.- 388с.- ( Серия «Высшее образование»)

8. Смолина Е.В.http://www.coolreferat.com/История_социальной_работы_в_России_часть=4

9. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 11

10. Стецко Я.К. http://studentam.net/content/view/57/12/

11. Сущенко В.А. История российского предпринимательства. – Ростов-на-Дону, 1997.

12. Фирсов М.В. История_социальной_работы_в_России

Многие века складывались на Руси , а затем в России традиции милосердия и благотворительности. Без опоры на эти традиции не может формироваться социальная работа и социальная политика государства и негосударственных учреждений.

В современных условиях ее становление как особой профессии вызвано не только возросшими потребностями населения в социальной поддержке, но и изменением содержания этих потребностей. В условиях перехода России к рыночным экономическим отношениям, когда резко ухудшилось положение основной части населения, углубился кризис во всех сферах жизнедеятельности, социальная работа приобретает более индивидуализированный характер, обусловленный глубокими личностными интересами в решении социальных проблем. Справиться с этими проблемами только силами государственных структур не представляется возможным. Вот почему и сегодня важно развитие благотворительных общественных формирований, способствующих улучшению положения трудящихся групп населения.

Актуальность данной темы заключается в том, что изучение опыта, накопленного благотворительной Россией, поможет студенту расширить и углубить его гуманитарные знания, восстановить и применить на практике утраченные или забытые национальные традиции русской социальной помощи.

В самом общем виде социальная работа – это вид деятельности людей и организаций по оказанию помощи различным слоям населения. Парадигма этой помощи очень широка. В помощи нуждаются многие люди, находящиеся на разных стадиях и в различных ситуациях своей жизни: ребенок и пожилой человек, больной и инвалид, пенсионер, получающий маленькую пенсию, безработный, нищий, бродяга и т.д. Очень широк ,и спектр оказания помощи: человек – человеку; община – человеку; взрослый – ребенку, сироте; здоровый – больному; служба социальной помощи – безработному, пенсионеру, многодетной семье и т.д.

В то же время социальная работа не ограничивается лишь достижением практических целей, она несет в себе общецивилизационное назначение, а именно: поддержание и обеспечение социального мира и равновесия в обществе, предупреждение социальных конфликтов, нейтрализация дестабилизирующих факторов. Именно под этим углом зрения следует в целом рассматривать социальную работу, выполняющую роль общественного амортизатора.

Основными факторами образования новой для России отрасли знания послужили указы Госкомтруда СССР (1991 года) о введении новой профессиональной квалификации – социальный работник и введении той же специальности в учебные заведения по различным формам обучения. В создавшихся условиях научная мысль вплотную занялась вопросами организации инфраструктуры помощи, с практическими методами поддержки нуждающихся, образовательными проблемами подготовки специалистов, определением научного статуса новой дисциплины.

С 1992 года начинаются исследования по истории и теории социальной работы. Причем, в современных трудах рассматривается как отечественный, так и зарубежный опыт работы. Это новая тема в российском историческом познании. Актуальность исторического познания социальной работы как составной части социальной политики связана с прагматическими задачами. Споры о самостоятельном пути развития России как особой цивилизации заставляют более пристально изучать ее прошлое, в нем искать ответы на современные вопросы.

Историческое прошлое социальной работы — не только многовековая коллективная память законодательных и политических доктрин, но и формы, методы, принципы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде с учетом российской ментальностью.

Специальное и целенаправленное изучение социальной работы в России началось в начале XIX в.

Примечательно, что процесс помощи и поддержки не был терминологически определен, его описание происходило

в двух культурно-исторических парадигмах:

- христианской благотворительности (позднее, в конце XIX в., осмысленным как благотворительность).

Разность подходов к интерпретации процесса помощи и взаимопомощи связана со многими причинами. Важнейшие среди них: идеологические установки того времени, добровольное, избирательное отношение государства к проблемам социальной поддержки, разработанность проблемы христианского милосердия и нищелюбия в церковной литературе и неразработанность ее в светской историографии.

Такие авторитетные историки, как Н. Карамзин, В. Ключевский, С. Соловьев используют применительно к раннему периоду княжеской помощи христианские понятия: «нищелюбие», «милосердие» и к более позднему — светское понятие «благотворительность». Все это привело к тому, что и в светских и в конфессиональных(религиозных) подходах к концу XIX в. не наблюдалось единой идентификации процесса помощи.

В XIX в. общественное призрение и христианская благотворительность существовали как две самостоятельные парадигмы. К началу XX в. они рассматриваются уже в единстве как общественная помощь, а государственное призрение и частная благотворительность, представленная светской и конфессиональной исторической практикой, — как составные части единого социально-исторического процесса.

Один из первых светских подходов к истории российского опыта социальной помощи в России дан в работе А. Стога «Об общественном призрении» (СПб., 1818).

На протяжении первой половины XIX столетия она явилась, по сути, единственным историческим исследованием, посвященным данному вопросу. Подчеркивая важность государственного подхода в деле общественной помощи, общественного призрения, А. Стог впервые в российской историографии попытался показать эволюцию государственного подхода к проблемам помощи и поддержки нуждающихся, начиная с ранних страниц российской истории — Х-Х1 вв.

И только через пятьдесят с лишним лет данная проблема найдет свое отражение в работах других ученых.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. складываются определенные области исторического познания общественной и частной помощи — история отдельных этапов социальной помощи в России, история направлений социальной помощи (приходской, земской, городской и т. д.), история благотворительных учреждений и обществ, зарубежный опыт общественного призрения в контексте российской практики, исторические подходы к явлениям социальной патологии.

При изучении прошлого общественной помощи нуждающимся исследователи рассматривают два больших периода: период ее оформления в Древней Руси и XVIII в., когда определяются государственно-административные подходы к социальной поддержке. Ученые связывают развитие практики социальной помощи не с объективными противоречиями общественной жизни и необходимостью их разрешения, а с личностными мотивами тех или иных исторических деятелей.

В изучении отдельных направлений социальной помощи можно выделить работы конца XIX — начала XX в., посвященные церковно-приходскому, земскому и городскому призрению, общественной помощи, частной благотворительности. После отмены приказов общественного призрения и перехода к земским принципам помощи и поддержки в 80-90-х гг. начинают проводиться исследования, посвященные истории земского, волостного и крестьянского призрения. В них находят отражение традиционные народные формы помощи и поддержки, история общественной помощи, оказываемой земствами и их различными учреждениями.

Особое направление в изучении исторического опыта помощи и поддержки связано с осмыслением исторической практики благотворительной деятельности отдельных обществ, учреждений и частных благотворителей. Надо заметить, что помимо освещения филантропической практики этих обществ в поле зрения исследователей находятся общества «Красного Креста» , иные благотворительные организации, которые осуществляли свою деятельность по разным направлениям в городах России на протяжении нескольких десятилетий.

Современные подходы к истории социальной работы при всем многообразии видения ее проблематики сводятся к единой позиции: история социальной работы — целостный культурно-исторический процесс, имеющий определенные этапы своего самостоятельного развития. Основные проблемы периодизации истории социальной работы связаны с точкой отсчета практики общественной помощи, динамикой изменения понятий, спецификой исторического пространства, процессом, лежащим в основе данной исторической матрицы, определяя предметную специфику исторического познания.

Призрение нищих и юродство, и организация детских приютов, обучение глухонемых и трудовая помощь, благотворительность и социальное страхование — явления, имеющие свою логику исторического развития, свою систему существования, своё место в историческом процессе. Такой подход позволяет нам рассматривать не только ранние формы поддержки, которые, как правило, связываются с принятием христианства на Руси, но и архаические, родовые, которые являются архетипическими формами всех последующих систем помощи и защиты.

Предлагаемая базовая периодизация, разработанная историками и социологами с одной стороны, следует традициям русской дореволюционной историографии в области общественного призрения, с другой — выделяется новая логика развития процесса, исходя из идеи социогенетического оформления и развития способов помощи и взаимопомощи у русских и других этнических групп населения России в их культурно-исторической перспективе в эпоху нового и новейшего времени, в период конца 17 – 20 веков .

Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта (который может либо расширяться, либо сужаться), институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного языка (семантического плана), номинации процесса.

Он связан и с пандемическими процессами, такими, как смена идеологии, с разрушением геополитического или социокультурного пространства Святой Руси и Российской империи, СССР , а так же наличием глобальных эпидемий, региональных, этнических, социально-экономических, коллизий , крупных войн и конфликтов, массового голода.

Большинство авторов вслед за Филиповым. М.В. выделяют 4 -е основных этапа ( архаический, раннефеодальный и добуржуазный, индустриально-капиталистический и советский, современный) и 7-мь периодов. Главным критерием является становление социальной взаимопомощи, элементов социальной работы и социальной политики, общественных и государственных институтов в Древней Руси и России :

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник:

studfiles.net

Читать книгу ()

Отсутствует История социальной работы в России. Хрестоматия

Хрестоматия содержит выдержки из документов, законодательных актов, программ, статей и очерков ведущих исследователей в области социальной работы в России.

В настоящее время, в период интенсивного развития социальной работы как области профессиональной деятельности, науки и учебной дисциплины, закономерно усиливается интерес к отечественному историческому опыту в этой области. Поиск оптимальных путей развития отечественной социальной практики и социальных отношений делает исторические знания и исторический опыт исключительно актуальными, поскольку они составляют одно из условий успешных социальных преобразований в стране. Аккумулируя накопленные людьми знания и представления, традиции и способы решения социальных задач, оказания помощи людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, история помогает идти дальше, не повторять допущенных ранее ошибок и просчетов, выявлять наиболее эффективные способы и средства преодоления возникающих проблем.

Из истории государственной политики и законодательства в сфере общественного призрения и социальной помощи населению

…Великий князь Владимир I…поручив общественное призрение попечению и надзору духовенства, Уставом своим, изданным 996 года, постановил о том следующее:

правила о церковных людях (XIII в.)

…В перечень благотворительных дел церкви входили: «нищих кормление и чад мног, странным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастех поможение, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе прокормление, в худобе умирая и покровы и гробы».

«Русская правда» пространной редакции (XII – нач. XIII в.)

92. Если кто, умирая, разделит свое имущество детям, то пусть так и будет; если же он умрет без завещания, то (имущество идет) всем детям, а на помин души самого (умершего) дать выдел.

Судебник государя Иоанна Васильевича IV (1550 г.)

…91. А торговым людям городским и черноволостным в монастырях не жити, а жити им в городских и сельских дворах; а которые городские и волостные люди учнут жити в монастырях, и тех из монастырей сводити, да наместникам их судити. А

Соборное Уложение царя Алексея Михайловича (1649 г.)

…1. Полоняником на окуп збирати деньги ежегод с городов всего Московского государства, с посадских дворов и с ямщиков и со всяких жилецких людей, которые живут в городах на посадах, и с уездных, с патриарших и с митрополичьих, и с архиепископских, и епископских, с монастырских вотчин, со крестьян и с бобылей с двора по семи денег. А с государевых дворцовых сел и с черных волостей, и с помещиковых, и с вотчинниковых крестьян, с двора по четыре деньги; с служилых людей, с стрельцов и с казаков, с пушкарей, с затинщиков, с воротников, с казенных плотников и с кузнецов и со всяких служилых людей, с двора по две деньги.

Царская грамота царя Алексея Михайловича от 14 января 1651 г

…И мы, Великий Государь Царь и Великий князь Алексей Михайлович… указали есмы: для искупления христиан, которые из нашего Российского Государства сведены в плен на окуп сбирать деньги ежегод, с городов всего нашего государства, с посадских дворов… и с уездных… с вотчин… с наших дворцовых сел и черных волостей… с крестьян… служилых людей… А сбирать те деньги… по новым переписным книгам… а сбирая присылать к нам в Москву.

Обращение государя Федора Алексеевича к церковному собору 13 февраля 1682 г. и соборное постановление

…По его великого государя, Царя и Великого князя Федора Алексеевича, всея Великия, и Малыя, и Белыя России Самодержца, указу в царствующем его Великого Государя граде Москве о нищих рассмотрение учинено и велено их разобрать и странных и больных держать в одном месте, со всяким довольством от его Государевой казны.

Указ Петра I от 8 июня 1701 г

Великий Государь указал: в домовых Святейшего патриарха богадельнях нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для сбирания милостыни, а для десяти человек больных быть в богадельне одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил. А больных в богадельнях велеть лечить, и для того учинить особых лекарей и давать тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриаршей домовой казны.

Указ Петра I от 31 января 1712 г

По всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым; также прием незазрительный и прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены.

Источник:

knizh.ru

Отсутствует История социальной работы в России. Хрестоматия в городе Самара

В нашем интернет каталоге вы сможете найти Отсутствует История социальной работы в России. Хрестоматия по разумной стоимости, сравнить цены, а также посмотреть прочие предложения в категории Детская литература. Ознакомиться с параметрами, ценами и обзорами товара. Доставка товара осуществляется в любой город России, например: Самара, Москва, Астрахань.